Hosted by uCoz

Центр современных психотехнологий:
Казахстан, г. Алматы, 1-й мкр., д. 73-б, оф. 32.
Тел. (727) 327-50-45, моб. тел. +7-777-280-75-01, +7-777-338-0-339,
e-mail: poligraf_kz@mail.ru, http://poligraf-kz.narod.ru

На Главную

Правовое регулирование применения полиграфа




Алесковский С.Ю.

– доцент Академии юриспруденции
– Высшей школы права «Адилет»,
кандидат юридических наук


Борьба с преступностью, в первую очередь, с ее организованными формами, не может быть эффективной, пока правоохранительные органы не будут использовать самые последние достижения науки и техники для получения необходимой информации. Поиск новых средств и путей получения и использования доказательственной и ориентирующей информации является одной из актуальных задач криминалистики и непосредственно связан с внедрением в нее современных достижений естественных и гуманитарных наук.
Получение имеющей значение для предотвращения и раскрытия преступной деятельности информации является целью любого оперативно-розыскного мероприятия. Полиграф, как средство получения и оценки достоверности информации, полученной ранее от опрашиваемого лица, путем фиксации физиологических реакций человека на задаваемые вопросы, стал неотъемлемым атрибутом деятельности правоохранительных органов многих стран. Десятки стран Европы и Америки используют полиграф при профилактике, раскрытии и расследовании преступлений. Так, только по инициативе криминальной полиции в США проводится ежегодно более 30 тысяч полиграфологических опросов. Число проверок с использованием полиграфа в американских промышленных компаниях, банках, торговых фирмах превышает 4 млн. в год. Ведь стоимость опроса с использованием полиграфа невелика – от 25 до 200 долларов за одну проверку вместо 200 – 800 долларов с помощью традиционных оперативных и кадровых методов.
Особый интерес представляет история использования полиграфа в бывшем Советском Союзе. Не останавливаясь на работах А.Р.Лурия, предложившего еще в 20-30 годах двадцатого века экспериментально - психологический метод обнаружения причастности к преступлению, необходимо отметить, что с начала 30-х годов положительные публикации в советской научной литературе о детекторе лжи практически отсутствовали. Лишь к семидесятым годам опытное применение полиграфа начинает использоваться в практике МВД и КГБ СССР. При этом нормативной базой служили закрытые для посторонних ведомственные инструкции. Не углубляясь в рассмотрение данной проблемы, подчеркнем, что еще 1979 году Конгресс США во время слушаний, посвященных подбору и проверке кадров в разведывательном сообществе США, среди прочих, обсуждал вопрос о применении проверок на полиграфе органами КГБ СССР.
Одновременно и независимо от специальных служб, в середине 70-х годов проблемами технической обоснованности и процессуально - правовой допустимости применения полиграфа в борьбе с преступностью заинтересовались сотрудники ВНИИ советского законодательства МЮ СССР. Г.А.Злобин и С.А.Яни пришли к выводу, что проблема полиграфа как средства получения вспомогательной информации о вероятной искренности или неискренности дающего показания лица, вполне созрела как для ее глубокого научного исследования, так и для практического эксперимента.
Однако, в целом, на протяжении 70-х и 80-х годов в советской юридической и психологической науке, в основном, господствовало отрицательное идеологизированное отношение к психофизиологическому методу «детекции лжи». Нередко авторы, так или иначе затрагивающие проблему полиграфа, в своих работах подтасовывали и искажали реальные данные, либо демагогически декларировали лженаучность данного метода.
Лишь в период горбачевской «перестройки» отношение к полиграфу в правоохранительных органах СССР стала коренным образом меняться. В 1989 году в МВД СССР была создана рабочая группа по изучению состояния проблемы и подготовки предложений по внедрению проверок на полиграфе в деятельность органов внутренних дел. Уже в 1993 году в министерстве юстиции было проведено совещание представителей органов внутренних дел, безопасности, внешней разведки и Верховного Суда России по проблеме полиграфа, в результате чего Минюст зарегистрировал первую ведомственную «Инструкцию о порядке применения специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа федеральными органами государственной безопасности». Вслед за этим аналогичные инструкции были приняты в МВД и Федеральной службе налоговой полиции России. Как известно, в конце 2001 года ФСБ России инициировала рассмотрение Государственной Думой поправки в федеральный закон «О государственной службе», предусматривающей обязательное тестирование на полиграфе кандидатов, поступающих на государственную службу.
К примеру, только в ГУВД Краснодарского края функционирует 55 полиграфных аппаратов. Известный краснодарский полиграфолог И.Н.Николаева за год проводит более 700 проверок с использованием полиграфа. Известно о раскрытии ею около 50 преступлений с использованием полиграфа.
Информация, получаемая в результате использования полиграфа, как и любая другая информация, добываемая при производстве оперативно-розыскных мероприятий, носит непроцессуальный характер, так как ее источники и способы получения не относятся пока к числу процессуальных, допустимых уголовно-процессуальным законом. Применительно к процессу доказывания информация, получаемая путем полиграфологического исследования, имеет ориентирующую, то есть вспомогательную роль.
Как известно, использование оперативно-розыскной информации в доказывании возможно: 1) непосредственно и 2) опосредованно, путем преобразования источника оперативной информации в источник доказательства.
Непосредственное использование следователем оперативно-розыскной (ориентирующей) информации, полученной посредством полиграфа может заключаться:
  • в ее учете при определении направлений расследования и конструировании версий о личности вероятного преступника;
  • в определении на ее основе очередности и характера следственных действий;
  • в обосновании ею решения о проведении конкретных следственных действий – задержания с поличным, обыска и др.;
  • в ее использовании для достижения психологического превосходства над противостоящим лицом;
  • в ее учете следователем как компонента следственной ситуации при оценке последней и принятия тактического решения.
В ближайшем будущем и в Республике Казахстан полиграф займет свое законное место в деятельности по профилактике, раскрытии и расследовании преступлений, а также в кадровой сфере. Нами предпринята первая попытка рассмотрения правовых основ применения полиграфа в ходе оперативно-розыскной деятельности в республике. Рассмотрение вопросов, связанных с легализацией и законодательным закреплением полиграфологического метода в Республике Казахстан еще только начинается. Упоминание о полиграфе отсутствует во всех правовых документах. Это неудивительно, ибо внедрение новых средств и методов всегда сопровождается активным противодействием, особенно в нашей стране, находившейся три четверти века за «железным занавесом». Проблема использования полиграфологических исследований в оперативно-розыскной, экспертно-криминалистической, следственной деятельности, а также при подборе кадров требует серьезного и внимательного рассмотрения заинтересованными лицами и юридической общественностью.
Однако, уже сегодня, в рамках Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» возможно, и даже необходимо для повышения эффективности проведения оперативно-розыскных мероприятий применение полиграфа в ОРД. Действительно, статьей 11 данного закона, наряду с другими двадцатью тремя оперативно-розыскными мероприятиями, определяется «опрос граждан, должностных лиц, получение от них информации». Полиграфологическое исследование, безусловно, является специфической разновидностью опроса с применением технического средства, называемого полиграфом.
В полиграфологической практике зарубежных стран, и, в том числе, России, используется большое число разнообразных проверочных тестов. При этом, любой из них представляет собой жестко регламентированный процесс получения полиграфологом ответов на вопросы от опрашиваемого лица, который сопровождается аппаратурным контролем физиологических реакций последнего. Такая процедура ничем не отличается от обязательного учета при опросах и допросах реакций соответствующего лица на ставящиеся перед ним вопросы. Закон «Об ОРД» разрешает применение при опросе технических средств. В п. 1 ст. 8 говорится, что «при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право… использовать... технические средства…». При этом запрещается «…совершать действия, создающие реальную угрозу жизни и здоровью граждан…» (ст. 15).
Непосредственно оперативно-розыскную деятельность имеют право осуществлять только специально уполномоченные на то государственные органы (статья 1). Субъекты оперативно-розыскной деятельности перечисляются в статье 6 закона. Их количество постоянно колеблется от 6 до 8 и последними изменениями, внесенным в Закон «Об ОРД» 16 июля 2001 года в число органов, осуществляющих ОРД, были включены органы финансовой полиции, органы пограничных войск и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. Таким образом, специалист-полиграфолог, осуществляющий психофизиологическое исследование опрашиваемого лица с помощью полиграфа, не является и не может являться субъектом оперативно-розыскной деятельности. Его функции указываются в п. 1 статьи 8, где подчеркивается, что органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, вправе: «использовать помощь … специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями». То есть, процедура применения полиграфа не может являться самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием, а входит составной частью в «опрос».
Для обеспечения большей правовой обоснованности применения полиграфа в оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, следует расширить круг предусмотренных законодателем оперативно-розыскных мероприятий психофизиологическим тестированием с использованием полиграфа или, в п. 2 статьи 11 Закона «Об ОРД» положение «…применение специальных технических средств» следует дополнить словами: «в том числе, полиграфа». Такие поправки будут усиливать механизм защиты прав и свобод граждан в ходе оперативно-розыскной деятельности, способствовать предотвращению коррупционных процессов среди государственных служащих. При этом полиграфы, безусловно, должны полностью отвечать требованиям безопасности. Существующие на сегодняшний день модели этих приборов, являющиеся аппаратурой медико-биологического профиля, просто не могут не удовлетворять жестким требованиям безопасности и безвредности для здоровья человека, в отношении того, к кому они применяются. В дальнейшем, все изготавливаемые и приобретаемые за пределами Республики Казахстан полиграфы должны будут проходить соответствующую сертификационную проверку.
Пункт 2 статьи 4 «Закона об ОРД» дает право органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, издавать «в пределах своей компетенции на основании настоящего закона нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий», в том числе и по использованию полиграфа. Поэтому, для дальнейшего законодательного закрепления использования опроса с применением полиграфа необходимо внесение поправок в следующие законодательные акты Республики Казахстан: Законы «О государственной службе», «О государственных секретах», Указы «Об органах национальной безопасности», «Об органах внутренних дел» и др.
Так, в пункте 7 статьи 12 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г. «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» слова: «Проводить специальную проверку граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к информации, составляющей государственную и военную тайну» дополнить: «в том числе, с использованием полиграфа». Пункт 14 части 1 статьи 11 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, от 21 декабря 1995 г. «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» после слов: «…использовать научно-технические средства для собирания и исследования фактических данных» дополнить следующим: «проводить опросы с использованием полиграфа». Основания для практического применения полиграфологических исследований совпадают с перечисленными в п. 1 ст. 10 основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий:
  1. наличие возбужденного уголовного дела;
  2. поступившая в органы, осуществляющие ОРД, информация о:
    • подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении;
    • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    • безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов;
    • разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций;
  3. письменные поручения следователя и указания прокурора, а также определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве этих органов;
  4. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи;
  5. необходимость получения разведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала.
В настоящее время уже разработаны первые ведомственные Инструкция по применению полиграфологических исследований в правоохранительных органах Республики Казахстан. В них особое внимание уделяется «защите охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц». Так, полиграфологическое исследование запрещается проводить в случаях:
а) физического или психического истощения опрашиваемого лица;
б) наличия у опрашиваемого лица психического расстройства или фазы обострения заболевания, связанного с нарушениями деятельности сердечно-сосудистой, либо дыхательной системы;
в) регулярного употребления опрашиваемым лицом сильнодействующих лекарственных препаратов;
г) нахождения опрашиваемого лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
д) если возраст опрашиваемого лица менее 16 лет;
е) паралича, ампутации органов, влияющих на расположение чувствительных нервных окончаний, другие сложные хирургические операции, перенесенные недавно опрашиваемым лицом.
Исключительно важным является положение о том, что полиграфологическое тестирование осуществляется только с добровольного согласия опрашиваемого лица, которое оно должно подтвердить письменной распиской. В ходе полиграфологического исследования не могут быть заданы никакие вопросы без их предварительного обсуждения с опрашиваемым лицом. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы исключить появления чувства унижения или оскорбления у опрашиваемого лица. Также в ходе полиграфологического исследования могут быть заданы любые вопросы, кроме направленных на получение сведений, составляющих государственные секреты.
Существенным является положение, что полиграфологическое исследование не используется для прогнозирования действий или намерений опрашиваемого лица. При опросе с использованием полиграфа тестируется память опрашиваемого лица на предмет наличия в ней информации, имеющей отношение к рассматриваемому событию. Категорически запрещается применение к опрашиваемому лицу угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью получения согласия на проведение полиграфологического исследования.
Таким образом, психофизиологический метод «детекции лжи» – метод проверки на полиграфе, органично вписывается в систему понятий и положений, установленных Законом «Об ОРД» и должен быть использован для проверки носителей интересующих органы дознания информации. Также, актуальной задачей становится научно-обоснованное включение полиграфологического исследования в систему средств и методов казахстанской криминалистики.
Еще до массового распространения полиграфического тестирования в Казахстане необходимо отрегулировать вопросы контроля за распространением методов психофизиологической детекции лжи. Знания о полиграфе должны попасть только в «чистые» руки. Необходимо создание механизма, который бы исключал возможность злоупотреблений в применении полиграфа. Контроль за распространением и развитием методик психофизиологической детекции лжи должен находиться в руках профессионалов, представляющих субъекты оперативно-розыскной деятельности.
Мы никуда не уйдем от использования полиграфа. Рано или поздно, гласно или негласно, законно или противозаконно, он все равно будет устанавливаться в учреждениях, частных фирмах и компаниях. Однако уже сейчас необходимо, используя зарубежный опыт в этом вопросе, строго определить правовое поле применения столь серьезного инструмента.