Hosted by uCoz


ГРАФОЛОГИЯ



На Главную

На предыдущую страницу

ИСТОРИЯ ГРАФОЛОГИИ



Энциклопедические словари дают следующее определение графологии: «Графология – это учение об определении характера человека по его почерку…». Сама мысль о том, что по почерку возможно определение свойств личности, не нова. С тех пор, как человек освоил письменность, его отдельные любознательные представители догадывались, что почерк (письменный код) может содержать не только информацию о предмете письма, но и невольно «рассказывать» о внутреннем мире человека, исполнившего данный рукописный текст.
Многочисленные исследования зарубежных графологов (Х.Кноблаха, Л.Михеля, А.Рафаэли, Я.Бека), российских графологов начала прошлого века (Д.М.Зуева-Инсарова, И.Ф.Моргенштерна, В.Д.Орлова), психологов (А.Р.Лурии, А.Н.Леонтьева, А.Анастази), психиатров (В.Н.Образцова, Т.В.Лесовской) и криминалистов (Х.Пфанне, Э.Локара, Е.Ф.Буринского, З.И.Кирсанова) сформировали ряд научных положений, связанных с установлением по почерку психологических черт личности. В то же время эта проблема еще далека от разрешения. В первую очередь она связана с почти полным отсутствием серьезных исследований в отечественной науке. В то же время, наличие функциональных связей между личностью и ее почерком не вызывает возражений и подтверждается всей историей развития судебного почерковедения.
В развитии графологии, как науки об установлении по почерку характера человека, выделяют следующие этапы:
- элементарные эмпирические наблюдения,
- создание классической теории,
- экспериментальные исследования,
- формирование научных основ графологии.
История графологии восходит к античным временам и первые высказывания о связи почерка и личности можно найти в трудах Аристотеля, Диония Галикарнасского, Теофраста и других. Одним из первых, кто обратил внимание на особенности почерка, был римский историк Светоний. Характеризуя скупость императора Августа, он отмечал, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками». Данную характеристику можно считать первым дошедшим до нас фрагментом графологического исследования.
Начало «преднаучного», эмпирического этапа развития графологии обычно связывают с появлением в 1622 году работы итальянца К.Бальдо «Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму».
В XVIII-XIX веках во Франции, Италии, Германии и России возрастает интерес к вопросам зависимости между почерком и психологическими особенностями человека. Графология интересует И.Гете и В.Шекспира, Ч.Дарвина, И.Гумбольдта, А.Дюма-сына и Ж.Санд, В.Скотта и Эдгара По, В.Соловьева и А.П.Чехова... И.В.Гете писал: «Почерк непосредственно связан со всем существом человека, с условиями его жизни, работы, с его нервной системой, поэтому наша манера писать носит на себе такую же несомненную материальную печать индивидуальности, как и всё, с чем нам приходится соприкасаться».
Основателем графологии как науки считается Ж-И. Мишон. В 1871 году им были предприняты первые попытки систематизировать характерные черты почерка. Он же ввел термин "графология" (от греческого "grapho" - пишу, "logos" - учение).
Мишон считал, что почерк содержит признаки, каждый из которых имеет основное значение, указывающее на свойство личности. Он был убежден, что графически выраженный и графологически оцененный признак приводит непосредственно и однозначно к тому или иному свойству личности. В книге «Тайны письма» Ж-И.Мишон отмечал необходимость широко использовать графологию при экспертизе письма. Он полагал, что графология должна привлечь внимание судебных работников для суждения о натуре обвиняемого, и сам привлекался в качестве эксперта для установления авторства. По инициативе Мишона в конце ХIX столетия образовались графологические общества и начали выпускаться специальные журналы по графологии.
Дальнейшее развитие и обоснование взгляды Мишона получили в трудах Фландрина, К.Жамена, А.Веринара и др. В работе «Почерк и характер» К.Жамен попытался обобщить и систематизировать графологические наблюдения, дать вполне научное изложение графологических законов. Он отмечал, что человек не может изменить свой почерк ввиду "индивидуальности характера". Изменению поддаются только некоторые детали. "Если графолог избегает показать какую-нибудь выразительную черту своего почерка, он, скрывая ее, обнаружит другую". По его мнению, есть и национальный почерк, а каждое поколение имеет специальный почерк. Индивидуальность же почерка зависит как от психологических особенностей пишущего, так и от физиологических и многих других причин.
Освещались вопросы графологии и в трудах Ч.Ломброзо. По его мнению, почерку прирожденного преступника свойственны особые графологические признаки, свидетельствующие о наследственных криминальных наклонностях их обладателя. В советской криминалистике антропологическое направление Ломброзо считалось реакционным. Воззрения графологов рассматриваемого периода страдают односторонностью и несистематизированностью, в их основу были положены случайные и малозначительные признаки. При этом некоторые из графологических признаков, установленных Мишоном и его современниками, не потеряли актуальности и сегодня, однако отсутствие измерительного инструментария и статистической обработки заметно снижало значимость графологического анализа.
В конце XIX и начале XX века в истории развития графологии наступает период, названный позднее классическим. Он связан с деятельностью немецких графологов В.Лангенбруха, Г.Буссе, В.Прейера, Г.Майера и особенно Л.Клягеса.
В.Лангенбрухом в основу толкования признаков был положен так называемый "компас" почерка, в котором определенное направление движений в почерке связывается с конкретными чертами характера. Так, поднимающаяся строка, по его мнению, означает душевный подъем падающая - упадок духа; большой разгон - показатель расточительности, малый - жадности. Начиная с В.Лангенбруха, графологи стали осознавать необходимость вероятностной оценки признаков почерка.
Основы так называемой судебной графологии разрабатывал с 1899 года Г.Буссе, согласно которому, судебная графология занимается установлением исполнителя рукописи и вносит свой вклад в получение данных о характере подсудимых, истцов и свидетелей. В это же время вопросами графологии заинтересовались представители естественных наук. Биолог В.Прейер изучал вопросы физиологии, психологии и патологии письма, экспериментировал над письмом под гипнозом. Он внушал человеку, находящемуся под гипнозом, что он хитрый, скрытный и т.п. и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные, совсем не похожие на почерк данного лица в обычном для него состоянии и содержали признаки, интерпретируемые графологами как признаки скрытности, хитрости и др. Например, свойство скупости в почерке характеризуется сжатым письмом, поля почти отсутствуют или очень малы и т.д.
Г.Майер приписывал характеру и почерку свойства врожденности и установил, что особенности характера проявляются не столько в конфигурации букв, сколько во второстепенных деталях почерка, к которым относится "линия в себе". Им установлено значение для графологического анализа второстепенных деталей почерка. Особая роль в графологической науке принадлежит Л.Клягесу, который исходил из того, что характер человека отражается в любых его движениях. Письмо есть проекция сознания в форме различных фиксированных движений, а почерк представляет собой фиксированный след движений и в нем должен отображаться индивидуальный характер человека, предопределяющий и индивидуальность почерка. Движения при письме автоматизированы, поэтому в них закономерно находят свое выражение внутренние импульсы человека, которые могут быть распознаны по таким параметрам движений, как скорость, сила, ритм и т.п. Л.Клягес считал, что природа каждого признака почерка двойственна (позднее графологи признали её многозначной), а каждый признак имеет негативное и позитивное значение.
К трактовке почерка Л.Клягес шел от свойств характера, которые он рассматривал с точки зрения силы и слабости воли, чувства, активности и пассивности энергии, самосознания и т.п. Л.Клягес ввел понятие "уровень форм", в основе которого лежит общий ритм. Уровень форм является общим критерием для определения содержания индивидуального характера, к которым он относил силу воли и внутреннюю энергию. Ритм им определялся как принцип организации мира, а такт - как подавление ритма, подчинение его собственным законам. При выборе и оценке почерковых признаков исследователи и сейчас во многом отталкиваются от данных представлений, не потерявших своей актуальности.
Однако и Л.Клягес и другие ученые того времени преувеличивали значение внешних движений, не учитывали, что они обусловлены целым рядом причин: психофизиологическими особенностями личности, условиями формирования и закрепления навыка письма, ситуацией, в которой проходит сам процесс письма.
С классическим этапом развития графологической науки связаны также имена русских ученых: И.Ф.Моргенштерна, Н.Д.Ашхарумова, Ф.Ф.Германа, Г.Е.Рыбинского, Е.Ф.Буринского, Ю.К.Глининой и Д.М.Зуева-Инсарова, чьи исследования позволили сформировать массив графологических признаков, основанных на кириллице.
Используя данные об анатомии и физиологии мозга, И.Ф.Моргенштерн пытался подвести научную базу под графологическую теорию. По его мнению, психографологический закон может выражаться порой в каком-нибудь единственном штрихе, а простой почерк дает больше материала для изучения, чем усложненный. Практическое применение графологии Моргенштерн видел в розыске преступников, в медицине, особенно в психиатрии и в профориентации.
К началу ХХ века с ростом экспериментального и теоретического багажа психологии и физиологии на смену эмпирическому приходит экспериментальный этап развития графологии. Наиболее интересными являются исследования Э.Малеспина, Р.Заудека и К.Титтель.
Э.Малеспин, создатель графографии, проводя эксперименты по определению "веса почерка" определил своеобразие для каждого человека графологической кривой нажима - графограммы, постоянства среднего показателя давления для каждого пишущего, характерности графологической кривой для каждой определенной буквы. По графограмме можно судить о силе воли, упорстве, эмоциональности исполнителя. Однако графограмма - лишь один из методов в графологических исследованиях. Массовое использование в последние годы новых пишущих орудий (фломастеров, капиллярных ручек) снижает в большей степени значимость графограммы для психолого-почерковедческого анализа.
К исследованию письма можно подойти с позиции психологии обучения письму путем изучения условий и механизм письма и его экспериментального исследовать с помощью киносъемки с целью выявления "законов движений" . Установлено, что изменение направления движения, выполнение угловых форм сопровождается замедлением движения; большие по протяженности штрихи выполняются с большей скоростью, чем малые и т.п. Исследования Р.Заудека вместе с экспериментами в области письма психиатров крепелинской школы послужили в 30-е годы толчком для "экспериментальной вспышки" в немецкой графологии. Группой исследователей был подвергнут экспериментальной разработке механизм письма - скорость, нажим, цикличность движений, степень сознательного участия в письме, взаимозависимость отдельных признаков. Им удалось получить интересные фактические данные, касающиеся скорости письма, индивидуальности характера, нажима, зависимости между наклоном, размером и связностью букв.
При исследовании скорости письма для регистрации использовалась киносъемка , с помощью которой выявлено, что быстро пишущие обнаруживают склонность к абстрактному мышлению. Связывая скорость письма с темпераментом, К.Титтель считала, что большего возрастания скорости достигают подвижные, а меньшего - спокойные натуры. Скорость письма также зависит от аккуратности и небрежности.
Нажим почерка исследовался с использованием в качестве регистрирующей аппаратуры кимографа с осциллографа . Разработана шкала нажима, выражающая его степень в граммах в зависимости от высоты кривой, получаемой на приборе. Увеличение нажима при координатных нарушениях объясняется психологическим стремлением пишущего усилить ощущение контакта поиском поддержки со стороны окружающей среды. При быстром письме сильный нажим является формой выражения потенциальной энергии.
По почеркам преступников исследовались так называемые «линии в себе», которые, по мнению ряда графологов , является основным элементом формы почерка, а в самой линии господствует живой ритм.
Большой вклад в экспериментальную графологию внесла Р.Визер. Исследуя почерки более 700 преступников, она подтвердила вывод Ч.Ломброзо о возможности определения по почерку преступных наклонностей. Так, сильный, гибкий ритм, как правило, характерен для некриминалов, а слабый, неподвижный - для преступников.
Основываясь на теории Э.Кречмера, почерковые характеристики объясняются свойствами различных типов темперамента . Считается, что для каждого типа темперамента имеется своя совокупность признаков почерка. Так, для астеников характерен мелкий почерк с угловатыми соединениями, частыми интервалами; для представителей пикнического типа - вертикальный почерк с неправильными соединениями и средней силой опоры и т.д. Г.Гросс подчеркивал, что знание графологии полезно для следователя. По его мнению, при известном навыке и тренировке, после осмотра подписи можно дать, например, следующее заключение: "Мелкий ремесленник, 40-50 лет, добродушный, храбрый, честный, невысокого роста, мелочный, ограниченный". Э.Локар отмечал, что знание графологии учит эксперта обращать внимание не только на определенные формы букв, но и на общие признаки почерка.
В СССР связь почерка с личностью исследовал Д.М.Зуев-Инсаров. Применяя корреляционно-статистический метод и систему формальных признаков почерка, он установил связи между графологическими признаками и характеристиками эмоционально-волевой сферы, а также сферы отношений человека с социальной средой. Д.М.Зуев-Инсаров также исследовал письмо под гипнозом, во время которого были проверены многие графологические законы. Его работы являются той основой, на которой строят свои исследования современные графологи на постсоветском пространстве.
Несмотря на то, что о своевременности и насущности потребности в научном изучении графологии в СССР высказывалась Государственная психоневрологическая академия, в Советском Союзе, за исключением работ Д.М.Зуева-Инсарова, комплексные исследования в области графологии практически не проводились. Это вызвано тем, что в годы сталинизма она была объявлена ненаучным, реакционным направлением буржуазной теории. Как идеалистическое по сущности и реакционное по политической направленности буржуазное течение графологию отвергали отдельные советские криминалисты.(Однако сегодня только улыбку вызывает такая сентенция, что "...графология широко используется буржуазной юстицией для оправдания произвола и беззакония, для борьбы с коммунистами и другими прогрессивными людьми буржуазных государств...")
Таким образом, в графологии были сделаны попытки связать графику письма с некоторыми психическими отклонениями личности пишущего. Стремления эти намного опережали научное обоснование подобной связи, превращая графологию в технику толкования психических особенностей пишущего по почерку, чрезвычайно произвольную и субъективную. Графология XIX и первой половины XX века характеризуется субъективным и эмпирическим подходом к анализу письма, отягощенным методологией механицизма и идеализма как в плане метода, так и теории. Данный подход в конечном счете привел к психологизации непсихологических явлений, а в самом крайнем выражении (например, Ч.Ломброзо) - к мистификации реальных психологических феноменов (например, сенсомоторного компонента письменного навыка). Игнорируя опосредствованную связь между графикой письма и индивидуально-психологическими особенностями исполнителя, графологи к тому же относили своеобразие, не повторяемость индивидуального почерка к врожденным феноменам. Таким образом, формировались произвольные толкования различных связей - между признаками почерка и свойствами личности, проявления признака с какой-либо одной причиной. В результате один и тот же признак у разных авторов соответствует разным чертам личности: например, крупный почерк - тщеславие (Зуев-Инсаров), истерия (Тайлард), внушаемость, нерешительность (Афанасин).
Отсутствие серьезных разработок в дифференциальной психологии того времени и невозможность использования стандартных личностных тестов для проведения корреляционно-статистического анализа связей между переменными почерка и переменными личности, а также низкий уровень развития судебного почерковедения приводили к субъективности и ненадежности графологических результатов, и, в целом, к механистичности графологических исследований. Вместе с тем представляет интерес эмпирический и экспериментальный материал, которым располагает графология: о возможностях установления по почерку особенностей интеллекта, коммуникабельности, мотивационно-аффективной сферы, о группах признаков почерка, отображающих различные аспекты навыка письма и т.д. Именно графология, начиная с Мишона, способствовала отказу от каллиграфического подхода при сравнении почерков, когда признаки рассматривались как застывшие формы, и предложила взгляд на почерк как графически объективизированный письменно-двигательный процесс. Графология внесла существенный вклад в изучение психофизиологической природы признаков и их систематизацию. Графологи - экспериментаторы изучали влияние многочисленных внешних и внутренних факторов на почерк. Знания, разработанные в графологии, можно использовать для обоснования исходных гипотез, при решении научно-экспериментальных и прикладных задач психолого-почерковедческих исследований, например, для определения психологических особенностей исполнителей анонимных документов террористической направленности.
Современные представления в рассматриваемой области криминалистического знания привели к формированию понятия графологии.
Графология – это отрасль криминалистического знания, изучающая характер человека по его почерку . Это определение носит условный характер и отражает современное состояние графологического учения. Дальнейшие разработки в этой области криминалистического знания приведут к уточнению данного понятия.


Литература по графологии
Образцы графологических характеристик

Применение полиграфа
Обеспечение безопасности; подбор кадров...
Персоналии
Расценки
Публикации
Карта сайта

DESIGNED by Vladimir Aleskovsky© aleskovsky@mail.ru